Когда его изобрели?
В энциклопедиях и книгах, которых собрано все о фарфоре, упоминается 620 год как старт фарфорового производства. Изобретение материала приписывают китайцам – почти тысячу лет они тщательно хранили формулу его приготовления в секрете. Лишь в 1735 году мир узнал состав и технологию китайского производства. В то время у европейцев уже была собственная формула – она получена в 1708 году благодаря работе немецких ученых Иоганна Фридриха Бёттгера и Вальтера фон Чирнгауза. В том же году в Дрездене открылась первая мануфактура – первые партии, выпущенные ее рабочими, не покрывались глазурью и не расписывались.
Костяной фарфор появился в XVIII столетии в Англии и сразу полюбился покупателям за высокую прочность, практичность и эстетику. Эти характеристики объясняются наличием в его составе костной золы. Англичане специально сжигали кости крупного рогатого скота, чаще – коров. Серии изделий назывались «Bone China» — и сегодня это название многие производители используют как клеймо.
В России аналогичное производство зародилось позднее – лишь в середине XVIII века. Точкой отсчета стало строительство и запуск Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Предприятие, основанное в 1744 году, работает и сегодня.
История фарфора в России
Первые керамические изделия, сделанные на Руси, датируются X столетием. Пару тарелок и чашку из белой глины – точнее, то, что от них осталось – археологи обнаружили недалеко от деревни Гнездово. Фарфоровое производство стало развиваться намного позднее – спустя восемь веков. Организовывавшиеся мануфактуры делились на 2 категории:
- в первую категорию входили производства, которые поддерживались и финансировались королевской семьей;
- вторую группу составляли коммерческие предприятия.
Поначалу фарфоровая посуда и фигурки получались грубыми, толстостенными, не издавали характерного фарфорового звона. В 1752 год свой рецепт сырья предложил Дмитрий Виноградов. Молодой талантливый ученый сделал из него чашку с виноградной лозой – по эстетике и качеству она не уступала саксонским изделиям, хотя для производства использовались материалы, добываемые в России.
Через 15 лет Виноградов участвовал в создании печей для высокотемпературного обжига заготовок на Императорском фарфоровом заводе. Благодаря этому «ноу-хау» прочность и твердость предметов повысилась – теперь они могли достойно конкурировать с продукцией Мейсенской мануфактуры. Спрос рождает предложение – в начале 19-го века в России появляются новые мануфактуры. Весомый вклад в развитие фарфоровой индустрии внес коммерсант Матвей Кузнецов. В 1832 году он основал фабрику в селе Дулево, которая вскоре стала одним из крупнейших производств в России.
Через 3 года Кузнецов открывает еще один завод, затем – еще и еще. К 1913 году Товарищество Кузнецовых уже включало 18 основанных с нуля и купленных предприятий, продукция которых активно поставлялась на внутренний рынок и на экспорт. Владельцы Товарищества вытесняли зарубежных конкурентов из страны. Довести начатое до конца помешала революция и последовавшая за ней национализация. Для отрасли начался сложный период – застой. Он длился лет десять, после чего производство фарфоровой посуды, статуэток и других предметов быта возобновилось.
У русских фабрик разная история: некоторые проработали несколько лет, другие – несколько столетий. Одни обанкротились и закрылись, другие – создают шедевры и сейчас, радуя самого взыскательного покупателя совершенством форм, росписи и материала.
Европейский фарфор
Итальянцы пытались изготовить сырьевую массу еще в XV столетии – заоблачная цена на китайскую посуду и статуэтки была хорошим стимулом к этому. Многочисленные попытки были тщетными – на выходе получалось «стеклянное» сырье, которое даже отдаленно не напоминало пластичный и белоснежный материал. Прошло полтора века, когда немецкому алхимику Бёттгеру и физику Чирнгаузу это удалось. Рецепт сырья они получили после того, как вблизи с Дрезденом обнаружили месторождение пластичного каолина. Именно того, который необходим для изготовления чистых белых изделий.
Первая мануфактура открылась в Мейсене уже через два года – ее возглавил сам Бёттгер. Одних теоретических знаний было мало для производства продукции высокого качества. Мануфактура годами вырабатывала собственный узнаваемый стиль, совершенствовала рецептуру технологии, мастерство. В итоге мир увидел знаменитый мейсенский фарфор. С тех пор мануфактуры открывались в разных странах Европы – мастера, создававшие свои шедевры, знали все о фарфоре, его свойствах, особенностях, поэтому шлифовали мастерство каждый год. Благодаря этому европейским брендам удалось совместить классические традиции и современный дизайн, опередив китайских и японских производителей.
Отличия материала от керамики
Потребители по незнанию иногда путают фарфоровые и керамические изделия. Неудивительно, ведь первые являются разновидностью керамики, но на этом сходства заканчиваются. Фарфор – это смесь специальной белой глины, кварца и полевого шпата. Благодаря такому составу масса для изготовления заготовок пластичная и белая. Белизна сохраняется и в готовых изделиях.
Готовые предметы ценят за прозрачность, при этом они не впитывают влагу, устойчивы к воздействию газов, не темнеют долгие годы. А еще материал «поет»: при легком постукивании деревянной палочкой чашки, вазы, блюдца издают высокие мелодичные звуки. Почти как хрусталь.
Особенности материала
В переводе с арабского языка фарфор означает «принадлежащий императору, императорский». Свое название материал получил потому, что его могли себе позволить только очень богатые люди. Первые изделия из фарфора были произведены китайскими гончарами, они создавали поистине уникальные экземпляры. В Европу поделки завезли к началу XVIII века. Это был настоящий фурор, ведь до этого жители европейских стран не видели такого изящества и утонченности. Впоследствии продукт попал и в Россию. Теперь же каждый магазин домашнего декора и посуды предлагает покупателям огромный ассортимент фарфоровых изделий.
Есть три основных вида фарфора: твердый, мягкий и костяной.
Твердый фарфор – это уникальный материал, который производится из китайского камня. Такие изделия на вес тяжелые, они довольно крепки, но вполне могут разбиться от сильного удара. Твердый фарфор – это излюбленный материал китайских мастеров.
Кроме того, стоит упомянуть и такое понятие, как холодный фарфор. Разумеется, он не имеет ничего общего с настоящим китайским материалом.
Это смесь из нескольких элементов:
- клея;
- крахмала;
- глицерина;
- кукурузной муки.
Холодный фарфор используют для лепки своими руками, из него можно сделать что угодно. Приготовить материал дома также не составит труда.
От Малевича до современного дизайна
В 1920-е годы ГФЗ начал сотрудничать с художниками-авангардистами. Дизайн агитационной посуды создавали Казимир Малевич, Владимир Татлин, Натан Альтман, Василий Кандинский. Последний, например, сделал для завода несколько вариантов росписи чайных сервизов, которые пользовались большим спросом и периодически заказывались Наркомвнешторгом.
Агитфарфор стал послом СССР в буржуазной Европе — более 90 процентов продукции завода заказывалось для продажи за рубежом. Фигурки рабочих и сервизы с лозунгами имели большой успех на многочисленных выставках-аукционах. Как отмечалось в прессе тех лет, «он заслонил собой и старый Сакс, и причудливый китайский фарфор».
Если сначала художники ГФЗ использовали так называемое белье — неокрашенные заготовки посуды, сохранившиеся с императорских времен, то в 1920-е началась активная разработка новых форм. Здесь ярко проявили себя супрематисты. Малевич участвовал в разработке новаторских посудных форм-архитектонов, хотя и не числился в штате завода. В 1923 году он придумал чайник и чашки ранее не встречавшейся формы, которые произвели фурор среди зарубежных коллекционеров. И хотя супрематисты довольно быстро оказались отстранены от работы, в 1929 году художница Елена Данько, сестра Натальи, констатировала: «Ни одна продукция завода не пользуется такой высокой оценкой у нас и на Западе, ни одна не получает такое количество заказов, проникая в быт в качестве вещей, имеющих не утилитарную только, а и эстетическую ценность, как супрематическая посуда».
Новаторство ЛФЗ оказывало влияние и на другие советские фарфоровые мануфактуры. Этот процесс ускорился в середине 1920-х, когда производство начинало ориентироваться на поиск свежих функциональных решений.
Ярким примером функционализма стал сервиз «Коралловый» («Восьмигранный») Дулевского фарфорового завода. В желании создать простую вещь, которая способна прослужить долго, его создатели предвосхитили принципы сегодняшних дизайнеров. Утопленные крышки, максимально приплюснутые ручки-носики, минимум выступающих элементов и минимум риска сколов — элементы сервиза были продуманы до мелочей. Не случайно «Коралловый» до начала Второй мировой войны отлично шел на экспорт, например в США.
Агитационный фарфор стали выхолащивать к середине 1930-х годов. Пожар мировой революции так и не разгорелся, в Европе запахло новой мировой войной — и художников стали занимать другие темы. И хотя тарелки с серпами и молотами продолжали выпускать к разнообразным революционным годовщинам, интерес к ним угасал. Сегодняшних коллекционеров и исследователей советского агитационного фарфора занимают исключительно произведения первых двух советских десятилетий.
Ваза эпохи династии Сун
В 2007 году вазу совершенно случайно на рынке старых вещей приобрел рядовой американец. Досталась она ему всего за 3 доллара. Несколько лет она пылилась на полке, пока счастливый обладатель не выяснил, что это подлинный шедевр, стоящий больших денег.
Ваза была изготовлена почти 10 веков назад в Китае в эпоху династии Сун. Именно в этот период изготовление китайского фарфора достигло своего пика, в эту эпоху были созданы по-настоящему уникальные вещи.
Характерные черты вазы:
- выполнена из высококачественного фарфора;
- зауженная к низу;
- имеется необычный орнамент в форме лепестков.
Шедевр декоративно-прикладного искусства был выставлен на продажу на аукционе Сотбис. Начальная цена — 12 665 780 рублей, но ваза была продана за баснословные деньги. Артефакт приобрел коллекционер из Лондона.
Самые дорогие вазы в мире поражают своей стоимостью, красотой и роскошью. Дорогостоящие шедевры могут позволить себе лишь единицы и эти произведения искусства украшают известнейшие коллекции.
Библейские мотивы на службе революции
Используя идеи социальной справедливости, большевики выработали стройную и понятную народу систему коммунистической пропаганды. Осенью 1918 года специальной комиссией с одобрения Ленина были отобраны 28 лозунгов для использования во всех видах и жанрах искусства. Часть из них — это переработанные цитаты из Священного Писания.
Лозунг «Царству рабочих и крестьян не будет конца» пришел из Евангелия от Луки, в котором говорится: «…и царству Его не будет конца». Оттуда же были взяты слова «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» и творчески переработаны в следующее: «Кто не с нами, тот против нас». А самый известный из советских лозунгов «Кто не работает, тот не ест» родился из послания святого апостола Павла к фессалоникийцам, в котором говорится: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
В ход шли и визуальные образы религиозного искусства — вот ангел революции, летящий над промышленным городом на тарелке «голодной» серии 1921 года. Вот крылатый всадник Третьего интернационала, как брат похожий на святого Георгия. А если присмотреться к центральному изображению пласта художницы Зинаиды Кобылецкой «Путь к социализму», можно увидеть новую Вавилонскую башню. Ее строят объединившиеся пролетарии всех стран, мечтающие наконец заговорить на одном языке.
История фарфора из Китая
«Белое золото» – одно из наиболее значимых достижений Китая, сравнимое с производством пороха и шелка. Изначально местные умельцы делали только глиняные предметы для быта, затем появились керамические и фаянсовые предметы. В первые годы мастера Поднебесной специализировались на так называемом «бисквитном фарфоре» — он не декорировался, не покрывался глазурью. Да это и не нужно было, потому что тонкостенные изделия были почти прозрачными, что буквально светились, а благородный небесно-белый цвет не нуждался в усилителях.
Некоторые технологии, используемые в Китае, практикуются и теперь. Например, обжиг заготовок при высокой температуре (для каждого вида продукции температура своя). Популярен в Китае и низкотемпературный обжиг. Традиции и технологии этого ремесла сформировались на протяжении 18 тысячелетий, о чем свидетельствуют археологические находки. Некоторые найденные во время экспедиций керамические предметы эксперты датируют II веком. Они были примитивной формы, без рисунков и декоративных элементов, использовались в быту и при проведении ритуалов.
Прочные и твердые столовые наборы и аксессуары, получаемые в результате высокотемпературного термического воздействия, появились позднее – в эпоху династии Хань. В период правления династии Суй обычные изделия превратились в настоящие шедевры со сложным многоцветным декором. В дальнейшем, когда у власти были представители династий Сун, Мин и Цин развитие и усовершенствование производства продолжилось. Этот отрезок ознаменовался появлением глазурной росписи, инкрустацией вещей драгоценными камнями и металлами, выпуском кобальтового фарфора.
Кобальтовый декор впервые изготовили при императоре Чжу Чжаньцзи – с того времени синий цвет в сочетании с золотым декором считается королевским стилем. Фарфоровая эпоха в Китае не заканчивается – современники ее продолжают и теперь.
Разновидности ваз
Фарфоровые вазы – это идеальное дополнение для любого интерьера. С их помощью можно придать комнате сдержанной роскоши, оживить убранство, дополнить выбранное направление. Также ваза является беспроигрышным вариантом для тех, кто еще не знает, какими аксессуарами снабдить помещение.
Напольные
Особенностью напольных ваз является то, что они, как правило, большого размера. Их нельзя задвигать за кресло, диван, ставить за дверью – такие модели должны быть на первом месте в комнате, радуя взор хозяев и гостей. Однако данный вариант может подойти не для каждой комнаты. Если помещение маленькое, огромная ваза будет выглядеть нелепо, создастся впечатление, что этот предмет каким-то чудом сюда попал. Выбирайте подобные вазы для просторных, больших комнат – только тогда они гармонично дополнят интерьер.
Хорошей идеей будет использовать данные модели для цветов. Если поставить сухие цветы, они сделают интерьер более тонким, возвышенным. Очень красиво выглядят и живые растения, но их нужно выбрать правильно. Для белой вазы подойдут объемные ветки орхидеи, розы, лилии.
Настольные
Как правило, настольные вазы подбирают небольших размеров. Они хорошо смотрятся на журнальном столике, стеллажах, тумбочках
Очень важно остановить свой выбор на идеальном силуэте – в современных стилях прекрасно выглядят «пузатые», округлые вазы, в классическом – длинные и тонкие контуры. Интересным решением будет подобрать несколько однотипных ваз и создать из них целую композицию
Творец советской айдентики
Агитационный фарфор был придуман не в Советской России: еще во времена Великой французской революции на мануфактуре в Невере выпускали так называемый патриотический фаянс — недорогую посуду для ежедневного использования с нанесенными на нее революционными символами. В Стране Советов агитационно-массовое производство началось роскошно — на бывшем Императорском фарфоровом заводе в Петрограде, до этого обслуживавшем исключительно царский двор и ничего не выпускавшем в продажу. В 1918 году он был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). Позже, в 1925-м, предприятие переименуют еще раз — в Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (ЛФЗ).
Период с 1918 по 1923 год в деятельности ГФЗ иногда называют чехонинским. В эти годы бесспорным творческим лидером, фактически отцом агитфарфора стал ученик Ильи Репина Сергей Чехонин. На фарфоре, по меткому выражению современников, он начал «чеканить свой императорско-советский ампир».
Блестящий рисовальщик и каллиграф, мастер орнамента и книжной миниатюры, он выработал свой стиль, перенося на поверхность фарфора революционные лозунги и призывы, эмблемы и символы молодой страны. Этот стиль сумел вдохновить многих фарфористов, работавших рядом с Чехониным. Начав с простых агитационных тарелок со слоганами по борту, для которых он придумал особенный шрифт, мастер скоро перешел к разработке более сложных тем советской геральдики.
Чехонин привел на ГФЗ художников-станковистов, ранее не работавших с фарфором, — Кузьму Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Александра Самохвалова, которые расширили сюжетное разнообразие продукции завода. Также с их приходом связан резкий скачок качества, благодаря которому агитфарфор стал заметным явлением в искусстве.
Спустя 10 лет после своего прихода на ГФЗ Чехонин навсегда покинул СССР — выехал в командировку во Францию и остался за границей до конца своих дней. Молва связывала его отъезд со «зловещим» портретом Ленина, выполненным Чехониным в 1920 году, — якобы из-за неудачной работы художник опасался преследований со стороны властей. Впрочем, эта версия не подтверждена документально.
Цветовая гамма и изображения
Первые вазы, изготовленные китайскими мастерами, были в основном белыми. На них не наблюдалось рисунков или узоров. Лишь много позже стали делать необычные украшения и аппликации на моделях.
Стандартный вариант – белая ваза. Она отлично подойдет как для классического направления, так и для стиля минимализм. При этом необходимо учитывать общий интерьер. Если он в темных оттенках, то белая ваза будет неуместна. Такую модель подбирают для светлых, просторных комнат.
Чаще всего ценители строгости и выдержанности предпочитают вазы без излишеств. Однако более современные стили предполагают не только сплошную белизну, но и интересные рисунки разных расцветок, а также добавление других материалов. Фарфоровая ваза с вкраплениями бронзы – это оригинальная идея для интерьера, который оформлен «под старину». Чаще всего бронзовыми делают ручки или основание изделия, остальная часть изготовлена из фарфора. Такие вазы будут уместны только в старинном интерьере, где их дополнят другие подобные произведения искусства.
Принты с цветами – любимые рисунки женщин. Такой вазой можно облагородить классический интерьер, но не забывайте, что цветы должны по расцветке сочетаться с основной гаммой помещения. Интересным решением будет приобрести вазы с изображениями животных. Это могут быть тигры, львы, райские птицы. Красиво смотрится модель с лягушками – подобная ваза поднимет настроение любому гостю.
Фарфор и государственная символика
Клеймом ГФЗ, которым продукцию метили с оборотной стороны, уже в 1918 году стала комбинация из серпа, молота и фрагмента шестерни. На лицевой стороне посуды наблюдалось еще большее разнообразие. Шаг за шагом заводские мастера нащупывали и вводили в художественный оборот новые визуальные символы рабоче-крестьянской России — плуг и борону, косу и грабли, топор и ледоруб, клещи и гвоздодер, пилу и пружину. Были и почти масонские комбинации: циркуль и треугольник, глобус и книга.
Прототипы одного из главных символов советской эпохи — скульптуры «Рабочий и колхозница», которую Вера Мухина создала к Всемирной выставке 1937 года в Париже, начали появляться еще в 1920-е. Отдельные фигурки крестьянки с серпом и рабочего-молотобойца можно увидеть, например, в знаменитом шахматном наборе 1922 года «Красные и белые» Натальи Данько.
Наталья работала на заводе с 1914 года, со временем став его ведущим скульптором. Она хорошо чувствовала эпоху, легко выводя героев нового времени — обыкновенных людей, современников и участников революционных перемен. В общей сложности Данько создала около 300 моделей. Кроме агитфарфора, наиболее известно разработанное Данько в 1936–1937 годах скульптурное убранство станции столичного метрополитена «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), которое хоть раз рассматривал каждый москвич и гость столицы.