За сколько можно продать советские ёлочные игрушки: самые дорогие и редкие экземпляры

Ошибки и сложности в купле-продаже советских изделий

Сложнее всего определиться с ценой — на неё влияют много факторов. Упростят задачу советы знатоков. Можно сходить в антикварный салон и даже несколько, выслать фото по электронной почте для оценки. Или поискать экспертов и любителей старины в интернете. В качестве примеров — сообщество ВКонтакте и ветка о ёлочных игрушках на форуме фалеристов. К слову, там же можно найти покупателей. Ещё один вариант — самостоятельно посмотреть цены на аналоги в разных источниках.

Если вы всё-таки не уверены в стоимости, стоит дать несколько объявлений на разных площадках и не торопиться со сделкой. Когда цену настойчиво сбивают и уговаривают продать вещь, скорее всего, это перекупщики.

Ещё один момент — грамотно составить объявление о продаже. Текст имеет вторичное значение, больше важны детальные фотографии в нескольких ракурсах и в высоком разрешении. Такие, чтобы по ним были видны качество и возможные изъяны. Утаивать их от покупателя — в лучшем случае будет ошибкой, в худшем — сознательным обманом. Если есть информация о дате выпуска и истории игрушки, её желательно написать. Но практика показывает, что это не принципиально. Ценные ёлочные игрушки опознают и без описания (хотя для другого антиквариата правило не всегда актуально — рынок намного шире)

Если вещь действительно редкая, имеет смысл отметить это в объявлении, чтобы привлечь внимание. Но здесь опять-таки неуместны пустые заявления

На аукционе покупатели не спешат делать ставки по лотам новичков. Поэтому особенно опасно ставить цены на дорогую вещь с рубля. Да, репутация продавца важна. Её можно наработать, продав несколько недорогих предметов и получив положительные отзывы. Это поможет освоиться на аукционе и избежать ситуации, когда ценную игрушку придётся отдать за бесценок по единственной ставке.

Подведём итог: дорого можно продать стеклянные игрушки производства СССР до 1960-х годов из коллекционных серий, на прищепках и в хорошем состоянии, особенно сказочные персонажи. Это классика. А в остальном могут быть неожиданности. Ватные, картонные и бумажные фигурки бывают и очень ценными, и никому не интересными. А ещё можно предположить, что у кого-то в коробках пылятся игрушки, которые ещё ни разу не выставлялись на аукционе и считаются утерянными. Именно их цена будет максимальной.

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

История производства ёлочных игрушек в СССР

До революции украшенная ёлка считалась атрибутом Рождества. А этот «буржуазный и идеологически вредный праздник» в Советской России был запрещён — логичное следствие государственного атеизма. Люди боялись наряжать ёлку из-за страха преследования или порицания со стороны общества.

По инициативе властей традиция начала возрождаться с 1935 года, но уже в новом обличии: теперь с ёлкой встречали Новый год. Постепенно сформировалась атрибутика: Дед Мороз со Снегурочкой в окружении лесных зверей, блестящие шары, гирлянды и мишура. А рождественская звезда на макушке ёлки удачно вписалась в советскую символику. Всё это сохранились с того времени до сегодняшних дней.

Производство ёлочных игрушек начало развиваться с конца 1930-х. В ранние годы это были фигурки спортсменов и пионеров из ваты, папье-маше, ткани или картона, покрытого фольгой. Стекло было скорее редкостью. Из него делали шары, агитационные фигурки и даже дирижабли. Война добавила к ассортименту танки, самолёты и другие похожие атрибуты. Производили всё это в основном артели, крупные предприятия подключились позже.

Советская идеология проникала даже в декор ёлочных украшений

С 1950-х игрушки становятся менее идеологизированными, их ассортимент увеличивается. В широкую продажу вышли электрические гирлянды — разноцветные немигающие шары и капельки. Появляется больше красочных стеклянных украшений — шаров, шишек, животных, овощей и фруктов, абстрактной геометрии. Расписывались они вручную. Игрушки можно было купить и поштучно, и в наборе. Выпускались целые серии по мотивам сказок и мультфильмов. В конце 50-х начали делать игрушки на прищепках — такое крепление позволяло не подвесить их на ветку, а зафиксировать в стоячем положении.

Иногда игрушки выпускались в виде тематических наборов — персонажей сказок или мультфильмов

1960-е годы отметились появлением новых материалов. Пластиковые и пенопластовые фигурки были проще и безопаснее стеклянных, но полностью их не вытеснили. До конца СССР индустрия ёлочных игрушек шла по такому направлению: производство удешевлялось, украшения становились всё более доступными, но однообразными. Деталей прорабатывалось меньше, дизайн упрощался.

Дешевле всего из ёлочных украшений — буквально копейки — стоили наборы флажков из бумаги, «дождь» и мишура. Средний ценовой сегмент — стеклянные и пластиковые шары и фигурки — от 20 до 50 копеек за штуку в позднем СССР. Дорогие игрушки — это электрические гирлянды (около 5 рублей), светящиеся звёзды и тематические наборы (от рубля и выше).

Фильм «Карнавальная ночь» (1956) стал культовым в СССР и ввёл моду на ёлочные игрушки в виде часов, показывающих без пяти двенадцать

Картонажные украшения

Популярным и доступным материалом для елочных игрушек была бумага и картон. Технику производства украшений позаимствовали у немецких мастеров, знаменитых своим дрезденским картонажем. В XIX веке на производствах Дрездена выпускали тисненые фигурки — половинки выпуклого картона склеивали вместе, а затем покрывали золотой и серебряной красками. Такие украшения были недорогими, не бились, в отличие от стеклянных, поэтому сразу оказались на елках по всему миру.

В 1920-е годы в СССР игрушки из картона производили только в частных мастерских, фабричные украшения появились в 1940-х. Они были похожи на дрезденский картонаж, но имели более плоскую форму. Самыми популярными стали фигурки рыб, птиц, зверей и героев сказок. Шаблоны печатали в советских журналах и газетах, и каждый желающий мог сделать игрушку сам, повторив чертеж дома на картоне.

Среди украшений, которые выпускали фабрики, был штампованный и клееный картонаж. Штампованный картонаж изготавливали в специальных металлических формах. После штамповки и высечки половины фигурки склеивали, покрывали фольгой и раскрашивали красками с помощью пистолета-аэрографа. Мелкие детали, вроде глаз, рта или плавников, рисовали вручную.

Техника клееного картонажа представляла собой вырубку раскроя игрушки по контуру и склейку столярным клеем. Цветная бумага, мишура, ленты и текстиль для украшения наклеивались на фигурку в виде плиссе и полосок. К клееному картонажу относились различные домики и игрушки, корзинки, фигуры животных и фонарики. У всех украшений были подвески для крепления. Картонные игрушки выпускали на советских фабриках до 1980-х годов.

Виды

Даже во времена ВОВ в домах старались украшать новогоднюю елку как напоминание о мирном существовании и символ победы над врагом. Однако промышленность в те годы тратила все свои мощности на нужды фронта, поэтому новогодние украшения производили из отходов военного производства. Так, игрушечные танки и пушки выполнялись из жести, а металлическая стружка шла на изготовление пятиконечных звезд и снежинок.

Большое распространение в те годы имели самодельные игрушки, которые делали из того, что под руку попадется. В качестве сырья использовался картон, полоски ткани и даже яичная скорлупа, а на фронте солдаты создавали себе настроение гирляндами из фигурок, которые мастерили из ваты, бинтов, ветоши и даже погон.

После войны люди как никогда нуждались в празднике, поэтому с 1946 года производство елочных украшений было в полной мере возобновлено, а еще через несколько лет дизайн игрушек стал гораздо более мирным, добрым и волшебным. В 1949 году в честь юбилея рождения А. С. Пушкина были выпущены декоры, изображающие героев его самых известных сказок, чуть позже появились украшения по мотивам произведений «Чиполлино», «Доктор Айболит», «Лягушка-путешественница», «Красная шапочка» и других.

В самом начале 50-х годов широкое распространение получили бусы из стекляруса, а также самые разнообразные птицы, животные, музыканты и циркачи. Кроме того, большим спросом пользовались домики и снежинки, особенно как бы «припорошенные снегом».

В эпоху застоя в СССР производилось много игрушек из папье-маше. Дефицита в бумаге страна не испытывала, поэтому техника пришлась по вкусу отечественным технологам.

Ассортимент по большей части составляли изображения животных и фигурки людей. Сверху они покрывались слоем бертолетовой соли, благодаря чему становились более гладкими и слегка сияющими.

Украшения из ваты

Одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления советских елочных игрушек стала вата — в 1930-е годы этого сырья на фабриках страны было предостаточно. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

Множество фигурок и сюжетных украшений, соответствующих советской тематике, выпускали все крупные производства Ленинграда, Москвы и других больших городов: артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького. Краснощеких лыжников и пионеров, зайчиков, снегурочек и полярников придумывали художники и рабочие. Кто станет новым героем, определяли на конкурсах, на которых фабрики и артели представляли лучшие образцы елочных украшений.

Самыми популярными моделями были фрукты и овощи, животные, большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще малыши-пеленашки, представляющие собой младенцев и поросят в конвертиках из одеял. Новогодний волшебник с внучкой были самыми стойкими — большие фигуры ростом до метра изготавливали настолько добротно, что даже спустя несколько десятилетий после прекращения выпуска этих игрушек хорошо сохранившихся ватных Дедов Морозов можно было купить на новогодних ярмарках.

История возникновения

В те годы елочный декор имел целью подчеркнуть изобилие, роскошь и высокий социальный статус. Большая часть игрушек привозилась из Германии, хотя в середине XIX века были созданы артели, которые производили сверкающую мишуру, блестки и переливающиеся металлические нити.

В самом начале Первой мировой войны немецкие пленные научили наших мастеров делать изделия из стекла, однако последовавшая вскоре за этим революцию изменила судьбу зимнего праздника в государстве.

В конце 20-х годов празднование Нового года оказалось под строгим запретом как проявление буржуазной жизни. О елке писали как о «поповском пережитке», и даже художники неустанно издевались в своих карикатурах над украшенной сосной.

Однако в 1935 году политика партии изменилась. Именно в то время видные общественные деятели того периода выступили с заявлением о возвращении празднования Нового года. Обусловлено это было тем, что в царской России богатые и зажиточные чиновники устраивали для своих детей роскошные новогодние праздники, а дети рабочих и крестьян вынуждены были лишь подсматривать за ними в окна и завидовать веселью празднующих богатеев. Так и было принято решение вернуть праздник простому народу и порадовать детей трудящегося населения Советского Союза.

Однако перед производителями елочный украшений в тот период стала довольно трудная задача – трансформировать рождественскую сосну в коммунистическую.

Было издано специальное пособие, в соответствии с которым и наряжалось новогоднее дерево. На макушке обязательно должна была крепиться алая пятиконечная звезда, по краям веток необходимо было вешать паровозики, аэропланы, броневики и другие символы советского человека. Впрочем, в центре, ближе к стволу, разрешались небольшие бонбоньерки, шашки и пирамидки.

Времена менялись, менялся стиль правление, и постепенно игрушки с символикой рабочих и крестьян были вытеснены изображениями сказочных героев, животных, а позже на смену им пришли привычные нам шары, белые снежинки и другие яркие, красивые и, главное, очень добрые игрушки.

Дизайн

Дизайн советских игрушек в полной мере может рассказать о том, как менялась политика партии и правительства.

Самые первые игрушки были призваны нести идеи коммунизма в массы, поэтому они включали в себя символику советского государства (серп, молот, пятиконечная звезда), а также демонстрировали силу и мощь страны (танки, самолеты, пушки, аэропланы и фигурки солдат с собаками).

В конце 30-х годов в СССР активно осваивался Заполярный круг, что также нашло свое отражение в стилистике украшений. Большое распространение получили игрушки, символизирующие белых медведей, пингвинов, хоккеистов и полярников. В то же время начались первые серьезные шаги по покорению неба, что сразу же нашло свое отражение в елочных украшениях — в ход пошли небольшие дирижабли и парашютисты.

После ошеломительного успеха фильма «Цирк» резко повысился спрос на игрушки, изображающие клоунов, дрессированных собак, слонов и медведей, а особое место занимали негритята (поговаривают, что их выпуск был налажен по приказу самого Сталина, которому очень нравился этот фильм).

Во времена Хрущева, когда основной упор в Советском Союзе был сделан на развитие сельского хозяйства, в моду стремительно вошли игрушки с изображениями овощей. На елках советских людей «росло» на прищепках почти все: виноград, яблоки, груши, лимоны, огурцы и даже помидоры. Но особое место занимала кукуруза. Наверное, сложно было найти дом, в котором не было бы этой желтой королевы полей.

Чуть позже наладили выпуск «малышек». Они представляли собой крохотные копии больших ёлочных украшений: шаров, фигурок, зверушек. Идея пришлась по вкусу всем, поэтому такие игрушки декорировали хвойные ветки или небольшие настольные елочки почти в каждом доме.

Первый полет Гагарина в космос был знаковым событием в жизни граждан, и, естественно, это тут же нашло отражение в дизайне елочных изделий, дав старт по-настоящему «космической эре» в производстве новогоднего декора. В массовом порядке появились веселые космонавты, миниатюрные ракеты и спутники.

В середине 60- х годов начались эксперименты с формой. Именно тогда освоили выпуск игрушек, которые уже больше напоминают современные: шары и сосульки с небольшими выемками и инеем. А некоторые игрушки даже покрывали люминесцентной краской.

В 1965–1969 годы пришла эпоха стандартизации, поэтому выпуск новогодних украшений стал серийным. Это привело к существенному сокращению ассортимента выпускаемых моделей. А к началу 80-х годов и вовсе остались только новогодняя и сказочная темы.

В тот же период стало популярным вешать на елку дождик из металлической фольги. Порой его навешивали на елку настолько плотно, что было трудно разглядеть не только украшения, но и пушистые ветки зеленой красавицы. Это привело к тому, что тематических украшений стало гораздо меньше, да и сами они становились геометрическими и абстрактными.

В тот момент западные тенденции стали оказывать влияние на моду, поэтому к середине девяностых на пике популярности стало декорирование елки в одном цвете. Эта тенденция того периода плотно прижилась у наших соотечественников, поэтому и сейчас во многих домах можно встретить елки, в которых и шары, и гирлянды подобраны в одном оттенке.

Шары в те годы были очень красивыми, их характерной особенностью была небольшая круглая впадина. Когда в нее попадал свет, то возникал необыкновенный эффект, будто вспыхивала сказочная иллюминация. Поскольку Новый год наступает в полночь, то широко востребованы были игрушки с изображением часов. Зачастую им отводилось самое центральное место на елке. Ну и, конечно же, макушку украшала звезда.

Игрушки из стекла

Первые стеклянные елочные украшения, появившиеся в России в конце XIX века, были очень дорогими. Один шар стоил около 20 рублей, а за набор продавец мог запросить все 200 — за эти деньги в то время можно было купить хороший рояль. Большинство стеклянных украшений были заграничными — в России тогда не было предприятий по производству стекла. Первый стекольный завод открылся в Клину в 1848 году и выпускал только пузырьки для аптек и парфюмеров и лампы. Стеклянные игрушки предприятие начало делать во время Первой мировой войны — выдувать стеклянные украшения русских мастеров научили пленные немецкие солдаты.

В советское время заводы и артели по производству стеклянных игрушек появились в 1936 году: ленинградская артель «Культигрушка», московская фабрика стеклянных елочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома, артели «Красный Октябрь» и «Решетниковский стеклодув». В конце 1930-х они выпускали шары с изображениями членов партии, стеклянные фигурки красноармейцев и буденновцев, сказочных героев, игрушки на цирковую тематику, а также пятиконечные звезды.

В 1950-е самыми популярными стеклянными игрушками стали фрукты и овощи — яблоки, морковь и кукуруза всех цветов и размеров были обязательной составляющей любого набора украшений. В 1960-е вместе с космонавтами и космическими кораблями в продаже появились комплекты «15 республик — 15 сестер» — наборы стеклянных фигурок девушек в разных национальных костюмах. Игрушки отражали и события в сфере культуры — на елочных ветках встречались выполненные из стекла герои популярных мультфильмов и кинокомедий. Среди последних были, например, герои фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Как сделать своими руками?

Сделать собственноручно игрушки, которые были бы похожи на советские, не так то просто, но попробовать воссоздать атмосферу той эпохи попробовать стоит.

Очень уютными и добрыми получаются украшения из папье-маше.

Чтобы сделать уникальное ручное украшение, необходимо замочить в воде картон или любую другую ненужную бумагу. Когда масса размокнет, отжать ее и хорошенько измельчить. Если в доме есть блендер – он будет весьма кстати. Бумажную массу перемешивают со смесью из ПВА, крахмала и воды, взятых в одинаковых количествах, а после этого лепят фигурку, тщательно шлифуя все неровности и не оставляя пустот. Когда заготовка будет готова, ее оставляют сушиться, а затем красят.

Есть и другой вариант изготовления таких игрушек. Из пластилина вылепляется фигурка будущей игрушки и равномерно оклеивается маленькими кусками тонкой рваной бумаги, к примеру, газетами или страницами старых тетрадей. Оклеивание должно быть равномерным и плотным. Вам понадобится не менее 6–7 слоев. В качестве клея лучше использовать ПВА.

После окончания работы игрушку оставляют сохнуть. Затем фигурка аккуратно разрезается пополам, пластилин вынимается, половинки игрушки складываются и снова склеиваются кусками бумаги: для начала проклеиваются швы в несколько слоев, а после и вся остальная поверхность, чтобы избежать неровности. По окончании работ изделие раскрашивают и вешают на елку.

Очень самобытные игрушки делают из текстиля. Они получили название «чердачные». Технология очень проста: из белого полотна шьется фигурка нужного дизайна, набивается синтепоном и окрашивается. Но вот именно в окрашивании и заключается основная изюминка: чтобы придать изделию эффект старины, его покрывают не простой краской, а белой гуашью, в которую добавлено кофе и немного клея для фиксации покрытия (для этого оптимально подходит ПВА). Некоторые также дополняют состав щепоткой ванили и корицы. В этом случае игрушка получается не просто «старинной», но и ароматной, причем запах порой держится год и даже более.

Ну и, конечно же, большой простор для фантазии создания ретро-игрушек дает техника декупаж. Можно приобрести самые простые новогодние шары, покрыть их белой краской с клеем (в пропорции 1 к 1), а затем при помощи тематических салфеток сделать нужный декор в предложенной технике.

Где продают и покупают ёлочные игрушки, сделанные в СССР

Для продавцов есть несколько вариантов, каждый со своими плюсами и минусами:

Аукцион — это идеальное место для продажи редких и дорогих игрушек: если они заинтересуют коллекционеров, цена существенно поднимется

Вот несколько популярных аукционных площадок:

  • eBay;
  • Мешок;
  • Старина.ру;
  • Newmolot;
  • Auction.ru;
  • Antikwariat.ru.

Со своими ёлочными украшениями я вряд ли решусь расстаться. Я наводила справки — стоят они не дороже памяти о детстве. Но несколько лет назад мне достались старые ватные игрушки в не особо хорошем состоянии. Сначала я воодушевилась и решила, что их можно дорого продать. Но вскоре разочаровалась. В одном антикварном салоне их отказались принимать из-за потрёпанности, во втором сказали цену: 1 500 за три штуки. Среди ещё нескольких мест это было лучшее предложение. Я решила не торопиться и дала объявление на Авито. Звонили только перекупщики, из чего я поняла, что на аукционе шансов не будет. Тогда я вернулась в салон и отдала всё по той цене, что мне сказали. Было немного обидно, но опыт показался мне интересным и пробудил интерес к старым игрушкам. Сейчас я понимаю, что дороже мою находку удалось бы продать только случайно.

Стеклянное производство

Все советские елочные украшения из стекла можно было разделить на несколько видов: шары разных размеров, фрукты и овощи, животные и птицы, граненые фонарики, навершия в виде звезд и наконечников, посуда и военная техника. Отдельное место занимали монтированные игрушки — фигурки из нанизанных на проволоку стекляруса и бус, их производили в большом количестве.

Мастера выдували игрушки с помощью специальных стекольных дротов (трубок) либо сами, либо механическим способом. Расплавленной стекольной массе во время выдувания придавали нужную форму и размер, медленно и непрерывно вращая дрот. В еще не остывшем изделии острой палочкой делали лунки, углубления и полосы либо помещали его в разъемные формы, которые уже имели нужный рельеф. Остывшие стеклянные изделия дальше отправлялись на серебрение и покраску. На готовые фигурки надевали колпачок для подвеса и упаковывали в коробки.

Стеклянные игрушки отечественного и заграничного производства можно было легко различить по типу крепления, весу и декору. Импортные изделия, привезенные в основном из ГДР, имели особое крепление — пружинку на прищепке. Некоторые украшения и вовсе не предполагали крепления — игрушка была вклеена в цоколь определенной формы, который тоже отличался от советского. Немецкие стеклянные елочные игрушки славились своей невесомостью и оформлением. Навершия и шишки, декорированные канителью (тонкая металлическая нить) или махровым шнуром, могли быть родом только из Германии, потому что в СССР эти виды стеклянных фигурок никогда так не украшали.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Проект "Ремонт"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: