Как выглядела Менора и как она была изготовлена?
Приведем описание Меноры из книги Шмот (Шмот, 25:31-40
).
Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».
Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».
В следующих предложениях — указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».
Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.
Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа»
— это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.
Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям — крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид»
— «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.
Зажигание приходится на время наступления темноты
Обычай многих общин заключается в том, чтобы зажигать ханукальные свечи вскоре после захода солнца (кроме пятницы, когда это необходимо сделать раньше, перед шабатними свечами, и следующей ночи, когда зажигание откладывается на время после произнесения авдалы).
В других же общинах ханукию зажигают уже после наступления полной темноты (примерно через полчаса после захода солнца). Чтобы уточнить актуальную для вас информацию о времени зажигания свечей, обратитесь в свою общину или загляните в календарь, где указано время захода солнца. В любом случае ханукальные свечи должны соответствовать определенным требованиям и гореть после захода солнца не менее 30 минут.3
Святыня православного мира
Необычный светоч, опаленный Святым Светом, состоит из 33 свечей – по количеству земных лет жизни Иисуса Христа. Собранные в факел пучки доставляют из Иерусалима, где с их помощью снисходит Благодатный Огонь. Происходит это каждый год накануне праздника Великой Пасхи в храме Гроба Господня.
Зажженная иерусалимская свеча символизирует Воскрешение Сына Божьего. Православные христиане верят, что если Божественное Пламя не снизойдет, всему человечеству наступит конец. Ежегодно миллионы паломников прибывают в Израиль, чтобы стать свидетелями чуда. Первые 10 минут после возгорания огнем нельзя обжечься, а потому прихожане умываются им, трогают руками, проводят по волосам. Так они очищают себя от скверны, обретают спокойствие духа и внутреннюю легкость.
Зажженная иерусалимская свеча символизирует Воскресение Сына Божьего
Подлинные светочи производятся только в Иерусалиме, монахами храма. Иноки изготавливают их из пчелиного воска, а потому от подделок оригинал отличается сладковатым медовым ароматом. Как правило, 33 свечи скреплены между собой нитью. На факеле может присутствовать небольшой образ Христа и цветные полоски.
Ритуалы и праздники
Большое внимание иудеи уделяют соблюдению традиций и ритуалов. Первым и наиболее известным является обрезание
Его проводят всем иудейским мальчикам на 8 день жизни. Эта отметина является знаком на теле, напоминающим об избранности Богом. Молиться нужно каждый день. Также существует ряд ограничений в пище: еда делится на кошерную (разрешенную) и трефную (запрещенную).Основные религиозные праздники иудеев:
- Шаббат — это сутки покоя каждую субботу, в этот день нельзя работать;
- Йом-Киппур — день, когда нужно покаяться и возвратиться к Богу через дела добрые или обновление души;
- Песах — то же, что у христиан Пасха;
- Шавуот — в этот день Моисей получил Тору;
- Ханука — его отмечают в честь победы Маккавеев, когда евреи получили возможность исповедовать свою религию;
- Пурим — в честь спасения от полного уничтожения в вавилонском плену;
- Тиша бе-Ав — день траура по разрушенным Первому и Второму храмам.
Несмотря на многовековую историю, иудаизм до сих пор остается одним из наиболее известных и влиятельных вероисповеданий в мире. Он стал опорой для евреев во времена гонений и геноцида, и до настоящего времени продолжает провозглашать богоизбранность иудейского народа. Действующие синагоги есть практически в каждом городе Европы, США и Канады, а приверженцы этой религии неустанно несут свою главную жизненную идею всему человечеству.
Как появился?
Свечи всегда использовались в богослужениях почти с самого возникновения любой религии. Однако позже повсеместно они заменились на подсвечники. Но, несмотря на это, в иудаизме свечи в меноре стали использоваться много позже, чем у остальных верований. Первоначально на семисвечниках размещались лишь лампады.
Существует теория, согласно которой 7 свечей символизировали 7 планет.
Считается, что самый первый израильский семисвечник был создан евреями ещё во время из странствования по пустыне, а позже был установлен в иерусалимском храме.
Во время странствования по пустыне этот светильник зажигался перед каждым заходом солнца, а утром очищался и подготавливался для следующего зажигания. Первая менора находилась в Иерусалимском Храме в течение долгого периода, пока не была похищена во время грабительского похода Древне-Римской империи.
По некоторым сведениям, вместе с основным семисвечником, в Храме находились ещё 9 таких же экземпляров из золота.
Позже, в Средневековье, семисвечник стал одним из основных символов иудаизма. Ещё какое-то время спустя, он стал полноценным и важным знаком и эмблемой для тех, кто принимал иудейскую веру. Случилось это после того, как согласно преданию мученики Маккавеев во время своей борьбы за свободу зажгли семисвечники, которые горели 8 дней подряд.
Событие это имело место в 164 году до н. э
Именно этот подсвечник после превратился в восьмисвечник, который ещё называется ханукальным подсвечником.
Мало кто обращал на это внимание, но семисвечник изображён на гербе современного государства Израиль
- В еврейских светильниках раньше никогда не зажигались свечи, в них горело масло.
- Для горения меноры могло использоваться лишь масло первого отжима. Оно являлось самым чистым и не требовало фильтрации. Масло другого качества необходимо было очищать, потому им не разрешалось пользоваться.
- Само слово «менора» переводится с иврита как «светильник».
- Категорически запрещается изготовление светильников, которые по конструкции своей копируют менору. Нельзя их изготовлять не только из золота, но и из других металлов. Даже в Храмах в качестве светильников используются подсвечники с большим или меньшим количеством ветвей.
О том, как выглядит еврейский подсвечник, о его истории и значении смотрите в следующем видео.
Является одним из древнейших символов и еврейских религиозных атрибутов.
В настоящее время изображение меноры (наряду с ) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой.
В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов.
Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах» (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры.
Новое время
В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах.
Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.
Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры установлено напротив входа в здание в Иерусалиме. Автор — английский скульптор Бенно Элкана (1877-1960). Изваяние украшают 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 г. была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом. На постаменте выгравировано:
Влияние иудаизма на другие религии
Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».
На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.
Основные книги Иудаизма
Иудаизм — ветхозаветная религия, основной книгой которой является “Ветхий завет” Библии. В этом творении особо почитаются иудеями два текста: “Тора” и “Пятикнижие”. Эти тексты происходят непосредственно от Моисея (в иудейской транскрипции — Мойши). Эти два текста полностью регламентируют жизнь правоверного еврея (иудея). При этом для он должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, в то время как для нееврея достаточно исполнения семи:
- Идолопоклонство — грех! Надлежит верить только в единого Бога.
- Богохульство — грех! Негоже осквернять имя Всевышнего.
- Грех убийства (“Не убий”),
- Грех воровства (“Не укради”)
- Грех прелюбодеяния (“Не прелюбодействуй”)
- Грех употребления плоти живого животного.
- Суд должен быть справедлив.
Как нетрудно догадаться, эти грехи (запреты) вошли и в христианскую систему ценностей под названием “смертные грехи”, то есть те, которые оскверняют саму душу.
В третьем столетии до новой эры были написаны к Торе, которые получили название “Мишна”. После чего богословы не успокоились и написали к самой Мишне, которые получили название “Гемара”. Гемару также называют Талмудом. В нем различают две части: Галаху — закон, регламентирующую семейную, гражданскую жизнь иудея и Агаду — свод духовных установлений. Кстати, крайне рекомендую посмотреть список остальных мировых религий.
Что представляет собой менора
Семь свечей, семь теней
Пляшут на камнях ( Кипелов)
Итак, менора – что это такое? Как вы можете видеть на фото, предмет представляет собой оригинальной формы канделябр, рассчитанный на семь свечей. Впрочем, во времена Исхода и Иерусалимского храма свечи не использовались, вместо них Первосвященник заливал в священные сосуды свежее оливковое масло.
Священник наполняет светильник маслом
Считается, что шесть «ветвей» меноры символизируют собой человеческую мудрость, направляемую центральным стержнем – ветвью Божественного света. В Скинии семисвечник находился в южной части храма, перед завесой, которая скрывала Святая Святых от посторонних взглядов. По свидетельству историка и военачальника Иосифа Флавия, три из семи чаш меноры горели не только ночью, но и днём.
Основные идеи иудаизма
Последователи иудаизма верят в единого Бога, который явил себя через древних пророков. Это самая старая монотеистическая религия в мире, которой уже почти 4000 лет.
Они верят, что Бог заключил с ними особое соглашение. Иудеи верят, что Он общается со своими верующими через пророков, поощряет добрые дела и наказывает злые.
Большинство евреев ждут пришествия их Мессия (за исключением Мессианского иудаизма и нескольких других групп). Мессия в иудаизме — будущий спаситель и освободитель еврейского народа.
Обычно человек считается евреем если его мама еврейка.
Сегодня в мире около 14 миллионов евреев, большинство из которых проживают в США и Израиле.
Евреи поклоняются Богу в синагогах, а их духовные лидеры называются раввинами.
Еврейский священный текст
Еврейский священный текст называется «Еврейская Библия» или Танах (это 24 книги, вместе это Письменная Тора).
Название Танах произошло от аббревиатуры слов: Тора (Пятикнижие Моисея, Хумаш), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания):
- Тора (или Пятикнижие) — это первые пять книг Танаха, где описываются законы, которым должны следовать евреи;
- Невиим (Пророки) — 8 книг: 4 книги первых пророков, 3 книги последних пророков и сборник пророчеств 12-ти «малых» пророков;
- Ктувим (Писания) — 12 книг.
Свечи в еврейской таможне
- Свечи зажигают перед каждым Шаббатом в еврейских домах или синагогах перед заходом солнца в пятницу вечером.
- В конце Шаббата специальный плетеный Хавдалы горит свеча, в которой свеча, или огонь, представляет собой первую работу новой недели.
- Во время Хануки каждую ночь на Ханукию зажигают свечи, чтобы отметить освящение Храма, когда масло, которое должно было продлиться всего одну ночь, продолжалось чудесные восемь ночей.
- Свечи зажигают до главных еврейских праздников, таких как Йом Кипур, Рош ха-Шана, Пасха, Суккот и Шавуот.
- Поминальные свечи зажжены еврейскими семьями на Годовщина смерти (годовщина смерти) близких близких каждый год.
- Вечный огонь или Нер Тамид Обнаружено, что в большинстве синагог над ковчегом, где хранятся свитки Торы, олицетворяется первоначальное пламя Святого Храма в Иерусалиме, хотя большинство синагог сегодня используют электрические лампы вместо настоящих масляных ламп в целях безопасности.
Ханукия
Менора также может иметь девять подсвечников, но в этом случае она называется ханукия́ (ивр. חֲנֻכִּיָּה) или менора́т Ханука́ (ивр. מְנוֹרַת חֲנֻכָּה, «ханукальный светильник»).
Ханукию зажигают в течение восьми дней праздника Ханука.
Восемь её светильников, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют чудо, которое произошло во времена восстания и победы Маккавеев над греками.
По преданию, единственного кувшина с освящённым маслом, найденного в осквернённом Храме, хватило на восемь дней горения меноры. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש) — помощник, предназначен для зажигания остальных свечей.
Изначально ханукальный светильник отличался своей формой от меноры и представлял собой ряд масляных светильников или подсвечников с задней пластиной, которая позволяла вешать его на стену.
Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с X в.
В принципе допускается любая форма ханукии, главное чтобы при этом восемь светильников находились на одном уровне, а их свет не сливался в одно пламя.
Впоследствии в синагогах появился обычай зажигать на Хануку копии храмовых светильников.
Считалось, что это делается в пользу бедных и пришельцев, которые не имели возможность зажигать ханукию.
В результате многие ханукальные светильники в еврейских домах также приобрели форму меноры с двумя дополнительными подсвечниками.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :
Семисвечник (евр. менора
) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже — Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого
(Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра
(Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою
(Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою
(2 Цар. 22: 29).
В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.
Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих
(Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни
(Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец
(Откр. 21: 23).
Семисвечник — Менора —
золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора»
— на иврите «светильник»
). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три — с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9
). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме , семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня — точно не известно, однако, согласно мидрашу , еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже
). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.
Светильник в христианстве
В давние времена на алтаре размещали подсвечник для двух свечей. Он символизировал естество Спасителя. Со временем на престол начали ставить светильник, подобный меноре. Семисвечник в православии имеет такое значение:
- символ меноры Скинии и Храма;
- Дух Святой.
Эти толкования объединяются, указывая на тот факт, что церковь является новым, усовершенствованным храмом. Семисвечник символизирует 7 церковных таинств. Ветви светильника означают богатство Божьей благодати.
Сложно понять, когда в христианстве начали применять символику иудаизма. Согласно результатам археологических раскопок в Палестине, еще в VI веке менору использовали наравне Ее изображение находили вместе с символом христианства. Их сочетание встречалось на стенах домов, на руинах церквей, на алтарях, на лампах и т. д.
Большая менора в храме
Соединение знаков имеет два объяснения:
- предметы принадлежали обращенным евреям;
- христиане перенесли символику на новую веру.
Ранние церковные отцы говорили о меноре, как о символе Христа. Но стоит понимать, что христианские семисвечники отличаются от еврейских формой.
Что такое менора
, что она означает и чем отличается от девятисвечника Ханукии?
Иудаизм
, как одна из первых религий на земле, способна похвастаться не только богатой историей и традициями, но и, пожалуй, самым обширным набором религиозной атрибутики. Одним из самых узнаваемых иудейских аксессуаров является менора
или как его еще называют – семисвечник еврейский
. С иврита слово «менора» означает не что иное, как канделябр (светильник).
Распространенное же название семисвечник еврейский
появилось благодаря внешнему виду данного светильника: он состоит из семи подсвечников, расположенных в один ряд.
Если вы ищете место, где можно купить семисвечник еврейский
, произведенный непосредственно израильскими мастерами, тогда интернет магазин «Красная нить»
к вашим услугам! У нас вы можете приобрести любые товары иудаики и еврейской атрибутики
, произведенные на Святой земле, и поставляемые покупателям прямой посылкой из Израиля.
Подсвечник еврейский
(семисвечник минора) служит главным атрибутом иудаизма, и свои корни берет еще от момента мироздания. Как гласит предание, пояснения по обустройству меноры и ее использованию были переданы Моисею на Синайской горе самим Богом. По значимости древних реликвий менора уступает лишь Ковчегу и Скрижалям Завета. Однако эти важнейшие реликвии всегда были скрыты от посторонних глаз, а любоваться менорой может каждый желающий. С этих пор, семисвечник принято считать не только основным символом иудейского народа, но и эмблемой государства Израиль.
Изначально менору изготавливали исключительно из золота. Но с момента разрушения Храма место расположения главной меноры определить не удалось, и подсвечник стали отливать из меди или серебра. Сегодня, подсвечник еврейский
(семисвечник минора), изготовленный из серебра, способен поразить любого своим богатством, великолепием и духовной чистотой. К слову сказать, за многие века устройство меноры и ее внешний вид не поменялись ни на йоту. Современные семисвечники ничем не отличаются от древних экземпляров и могут разниться, разве что, размером и материалом изготовления. Сейчас принято использовать серебро.
Сила меноры
и ее значение для еврейского народа определяется, во многом, цифрой семь, которая лежит в ее основе. Еврейская философия утверждает, что именно семерка несет гармонию, ведь как раз из семи дней состоял цикл мироздания, последним из которых была священная Суббота. Кроме того, менора напоминает своим внешним видом Древо Жизни
, которое возрастало в Раю. В каббалистическом учении менора
является символом продления жизни и сильным оберегом.
Наряду с храмовой менорой широкое распространение получила ханукальная менора или ханукия. Ханукия состоит не из семи, а из девяти подсвечников, один из которых необходим для зажигания восьми оставшихся, которые олицетворяют восьмидневное чудо, которое произошло при строении второго Иерусалимского Храма.
Устройство ханукии не имеет строгой регламентации, однако необходимо следить чтобы восемь светильников располагались на одном уровне деаятисвечника а девятая свеча слуга «Шамаш» была чуть выше ряда.Материалы для ханукии
могут быть самыми разными например дерево, медь или серебро. Очень часто ханукии украшаются драгоценными камнями и минералами, что повышает их эстетическую привлекательность.
Если вам необходимо купить еврейский семисвечник менору
, выполненный по всем канонам иудаизмаопытными мастерами из высокопробных материалов как серебро тогда сделайте заказ в интернет магазине «Красная нить»
.
Живопись еврейских художников
Художникам еврейского происхождения приходилось не просто. В разные годы их всячески притесняли, ограничивая свободу и запрещая заниматься определенными видами деятельности. Так, художник Хаим Сутин, чьи работы сегодня уходят с аукционов за миллионы долларов, из-за преследований постоянно переезжал с места на место, пытаясь найти безопасное место. Антуана Певзнера не хотели брать в Академию художеств, так как там действовало ограничение по числу принимаемых евреев.
Леона Бакста и вовсе выселили из Санкт-Петербурга за смену религии, а также притесняли в Академии художеств за то, что его персонажи имели еврейские черты. Не меньше досталось и талантливому Исааку Левитану, которого из-за еврейского происхождения лишили диплома об успешном окончании художественного училища, а также дважды выселяли из Москвы.
Исаак Левитан. Холст «Заросший пруд». 1888 г.
Однако несмотря на гонения, мастера своего дела продолжали творить, следуя зову души. Они покидали родные места, писали под псевдонимами, но неизменно являли миру свои таланты. Так потомки узнали имена Марка Шагала, Тамары де Лемпицки, Роберта Фалька, Валентина Серова и других виртуозов своего дела.
Во времена массового уничтожения евреев любой предмет еврейской культуры мог навлечь на хозяина беду. Владельца могли обвинить в защите «грязной» нации, так что даже прекрасную картину иметь у себя в доме было опасно. Сегодня живопись еврейских мастеров пользуется огромным спросом и является желанной в собраниях ценителей не только антикварной иудаики, но и старинной живописи в целом.
Вальтер Шпицер. Картина «Натюрморт». 1963 г.
Подготовка к ритуалу
Один из эффективных и вневременных ритуалов на привлечение денег – ритуал на свечах.Ритуал со свечами проводится в период полнолуния, что символизирует рост, увеличение. Понадобятся семь свечей, одна из которых – красного цвета. Так же нужны семь полученных в качестве оплаты купюр, либо возврата долга или подарок. Так же подойдут купюры, которые сняли с зарплатной карты в банкомате. Понадобится кошелек, в котором человек обычно носит деньги. Нельзя проводить этот ритуал, если человек хотел бы потратить деньги на черное дело – убийство, обман, подкуп. Перед проведением обряда нужно четко представлять – зачем нужен увеличенный денежный поток.